Вторник, 21.05.2024, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Татар радиосы
Отправить СМС

Татинком Мегафон Москва Билайн
Tele2 SkyLink МТС

Наш опрос
Сезнең Алгай авылында булганыгыз бармы?
Всего ответов: 81
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Погода
Алгаево
Праздники
Праздники России
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталоги

Главная » 2010 » Март » 31 » "Я человек морально устойчивый, я не застрелюсь"
00:45
"Я человек морально устойчивый, я не застрелюсь"

6 сентября 2009 года в кинотеатре "Мир" прошел закрытый показ художественного фильма "Бибинур" (производство казанской киностудии "Сабантуй"). Премьерой это событие называть нельзя, так как специально приглашенная публика смотрела рабочий вариант киноленты. Первыми зрителями стали казанские друзья продюсера Светланы Бухараевой. В честь своего дня рождения она выкупила в кинотеатре вечерний сеанс, чтобы в кругу "своих" посмотреть "Бибинур" на большом экране. 

О съемках этого фильма "Вечерняя Казань" писала почти год назад, тогда режиссер Юрий Фетинг и вся его команда работали в долг: выделенные Министерством культуры России 15 миллионов рублей уже кончились. Создатели "Бибинур" уверяли корреспондента "ВК", что их фанатизм объясняется просто. "Это тот редкий случай, когда может получиться кино с большой буквы", — говорили они.

В "кино с большой буквы" охотно верилось хотя бы потому, что снимали его не неофиты из Татарстана, а признанные профессионалы. Режиссер Юрий Фетинг — ученик Алексея Германа-старшего — стажировался на его гениальном фильме "Хрусталев, машину!", самостоятельно снял по собственному сценарию "Рождественскую мистерию" с Чулпан Хаматовой и Александром Абдуловым в главных ролях... Оператор Максим Дроздов снимал с Алексеем Германом-младшим "Бумажного солдата", за что в прошлом году получил приз "Озелла" Венецианского кинофестиваля ("За лучшую операторскую работу"). Фетинг и Дроздов согласились возглавить проект "Бибинур" казанской киностудии "Сабантуй", потому что им очень понравился сценарий к фильму, который написал Мансур Гилязов по мотивам повестей своего отца Аяза Гилязова "Три аршина земли" и "В пятницу вечером".

- Я совершенно не помню уже этот сценарий, — признался перед закрытым показом плодовитый автор Мансур Гилязов. — Буду смотреть сейчас фильм с особым волнением...

Я сценарий не читала, но помню сюжет картины: в октябре прошлого года мне пересказывал его Юрий Фетинг. Надо сказать, что услышанное совпало с увиденным. Фильм начинается с того, что бабушке Бибинур снится сон. Она видит себя пятилетней в цветущем саду. Вдруг замечает, что на ветках самого большого дерева сидят все ее умершие родственники. "Бибинур, тебе пора к нам!" — говорят они ей. Проснувшись, женщина понимает, что жить ей осталось пять дней. История этих пяти дней и продолжает фильм. Но не только: в картине немало сцен воспоминаний героини — например, как и почему она усыновила чужих детей. А в истории про пять последних дней ее жизни переплелись сюжеты про мальчика, от мощного голоса которого бьется посуда, про бизнесменов-китайцев, про киллера, про старинную мечеть...

Я не засекала время — не знаю, сколько длится кинокартина "Бибинур". Этот фильм не просто захватывает — он околдовывает зрителей с первых минут. Нетривиальная история-притча про чудаковатую Бибинур цепляет не столько сюжетом, сколько манерой съемки. Черно-белые "тающие" кадры периодически сменяются "приглушенными" цветными. Этот визуальный переход, как рифма у хорошего поэта, всегда естественен и свеж.

Действие картины разворачивается в глухой татарской деревушке, время действия — пятидесятые годы прошлого века (сцены воспоминаний Бибинур) и наши дни. И прошлое, и настоящее деревни показаны, складывается такое ощущение, с документальной точностью. Герои в фильме говорят на татарском, русском и китайском языках. Все татарские и китайские реплики хорошо слышны, с небольшим опозданием их переводит на русский закадровый тусклый мужской голос.

Актерский состав в "Бибинур" я бы назвала сыгранной командой "незаигранных" лиц. Не зная подробностей, практически невозможно определить, кто из артистов имеет опыт работы в театре или в кино, а кто — нет. Роль главной героини, например, исполняют три актрисы (одна играет Бибинур-девочку, другая — Бибинур-девушку, третья — Бибинур-бабушку). Но профессиональное образование есть только у Фирдаус Ахтямовой, актрисы Камаловского театра, в фильме она Бибинур-бабушка. Ахтямова настолько сливается с ролью этой хрупкой, доброй и мудрой женщины, что наверняка после выхода картины в прокат к ней многие будут обращаться на улицах по имени Бибинур.

Совсем крошечная роль досталась актрисе Камаловского театра Халиме Искандеровой: она играет гостью из Ленинграда. Это антипод Бибинур: вздорная бой-баба, постоянно кричит и курит папиросы. Но как она все это делает! Правду говорят: Искандерова — королева эпизода.

Открытием фильма я бы назвала Насиха Фазярахманова: этот аккуратненький старичок не актер. Он житель деревни Алгаево, в которой, кстати, и снимали значительную часть "Бибинур". В фильме играет роль одинокого бабая, который целыми днями собирает по округе камни от разрушенной мечети. Эти камни местные жители уносили когда-то под фундаменты своих домов и бань, а потом — кто в город перебрался, кто умер... Бабай верит, что, когда будет отстроена мечеть, люди вернутся в деревню. В принципе, Насих Фазярахманов ничего в этом фильме не играет. Глядя на его удивительно выразительное лицо — лицо человека, который научился "просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу", мгновенно понимаешь, что лицедействовать он не умеет. Что такие, как у него, улыбку и взгляд не изобразить даже обладателю десяти "Оскаров". Насих-бабай в "Бибинур" только позволяет деликатной кинокамере наблюдать за собой — таким, какой он есть.

Нарочитыми и искусственными в фильме мне показались сцены с отечественными бизнесменами. Меня нервировало их карикатурное нахальство, неестественный смех и неправдоподобные, по моим ощущениям, лексика и реакции. Наверное, нужно быть такой, как бабушка Бибинур, чтобы смиренно за всем этим наблюдать.

Последний день в жизни Бибинур трагичен: чтобы не дать киллеру убить порядочного бизнесмена, эта смелая старушка, взятая киллером в заложники, устраивает в сарае пожар, где и погибает вместе с нанятым убийцей. Судя по реакции публики, это "слезоточивая" сцена. Но лично я заплакала раньше, когда от пули киллера погибла любимая собачка бабушки.

Во время пожара, а он происходит летом, с неба вдруг начинает падать снег. Эта визуально очень красивая сцена эффектна еще и потому, что ловко разрешает спор бабушки Бибинур с соседским мальчишкой. Незадолго до ее смерти он пытался убедить ее, что никакого Бога не было и нет, что поверить в его существование — все равно что увидеть летом снег. По-моему, этим летним снегом фильм "Бибинур" можно было бы и закончить. Но создатели картины предлагают другой финал: у горки камней, что собраны бабаем для мечети, нараспев читает молитву тот самый мальчишка, что не верил в существование Бога. Потом его пение заглушает современная музыка, а камера показывает преобразившиеся благодаря бизнесменам деревенские дома: на крыше каждого — спутниковые тарелки...

- Говорите мне теперь только правду! — сказала продюсер фильма Светлана Бухараева, когда в зале включили свет. — Я человек морально устойчивый, я не застрелюсь!

Правда от зрителей включала в себя приятные признания: "Великолепный, очень красивый фильм. Ни одного лишнего эпизода!", "Фильм очень глубокий, глубоко человеческий и глубоко татарский, он заставляет думать", "Это европейское кино". Но были и критические откровения: некоторым зрителям не понравилось, что в финале картины "глубокую" сцену молитвы перебили кадры со спутниковыми тарелками...

На мой взгляд, "Бибинур" — лучший фильм среди всех имеющихся игровых картин казанского производства. Совершенно не зря в кино с большой буквы поверили после октябрьской публикации в "ВК" и татарстанские власти, выделившие создателям этой картины 15 миллионов рублей. В общей сложности бюджет фильма составил 30 миллионов. То, что качественное кино можно снять и за такие смешные деньги, наверняка докажет фестивальная судьба "Бибинур", которая начнется в октябре с пятого фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар".

Айсылу КАДЫРОВА

http://www.tatmedia.ru/obzor_press/ya_chelovek/

Просмотров: 1252 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: